Форум » Театр » "Бесы". Ф. Достоевский » Ответить

"Бесы". Ф. Достоевский

Татьяна: "Бесы" "Я жажду видеть Вас Во всех ролях на свете, Где судьбы женские прекрасны и суровы." По роману Ф.М. Достоевского. Театр: "Современник", 2004 Режиссер: А. Вайда.

Ответов - 14, стр: 1 2 All

Татьяна: Нашла вот такой отзыв в блогах: 2004.04.22 Грач "Еще тридцать лет назад великий польский кинорежиссер Анджей Вайда мечтал поставить в “Современнике” “Бесов” Федора Достоевского, одного из самых нелюбимых советской властью авторов. Тогда, в 70-е, это было нереально. Возможным стало лишь в новом тысячелетии..... " Премьерные показы прошли, середина недели... мест в зале нет. Везде приставные стулья. Зал полон..... Администратор "Современника: "Посидите пока в секторе 9Б(это на приставных стульях), а после антракта я вам сделаю гениальные места! Г-е-н-и-а-л-ь-н-ы-е!" "Ну Са-а-аша!" говорит женщина в красном. Ей лет 40, она скорее всего из СМИ: у нее пригласительный, но она не похожа "побитого молью" театрала. На Сашу наседают еще пара девачек (ничо так гыгы) ну и мы. А точнее Масич В буфет мы не попали... времени не было Про сам спектакль я писать не буду. Почитаете на "Театральном Смотрителе" . Ветров маладец. На уровне. В обойме серьезных ребят Из сильный впечатлений: Парочка, которые просто творила чудеса: Елена Яковлева (хромоножка Лебядкина) - сильно и ярко. Очень эмоционально! Сергей Гармаш (Лебядкин) - гений! В зале кричали "бисс!" Киррилов похож на хиппи. Рассказчик яркий. Такой рыжий и стремительный! Ну и за землячку Елену Корикову (Даша) можно порадоваться Степан Трофимович(Игорь Кваша) опять-таки. Какой красавец! И еще согласен, что "предсмертное его прозрение досадно смазано". И еще мощно сделали декарации. Сцена под наклоном и задник "тяжелое питерское небо". С разными подсветками... И Бесы, разумеется! Сильно получилось. Люди в черном, с подзвучкой... В начале они прятались и переносили реквизит, а в конце стояли на сцене. Жутко... Напомнили демонов из "Призрака" с Патриком Суэйзи Я в восторге! Чтобы "Театральный Смотритель" там не писал...

Жека: Позитив Но загадочная русская душа тут ни причем. Просто это именно Ставрогин придумал все: и расширение сознания, и педофилию, и секс-туризм... На премьере «Бесов» в «Современнике» я попал в довольно смешное положение. Когда зал уже был полон зрителей, вдруг зашел Михаил Горбачев. Раздались бурные аплодисменты. Войдя в ажитацию при виде столь высокого гостя (как написал бы Достоевский), я тут же стал вертеть головой по сторонам... и вдруг заметил на соседнем ряду человека, как две капли воды похожего на нового министра иностранных дел. Тогда я стал громко шептать, обращая внимание всех вокруг на столь важную персону, и показывать: мол, смотрите, смотрите, тут и сам Лавров! Но актер Рогволд Суховерко (а это оказался именно он) вдруг встал со своего зрительского места, вышел на сцену и стал принимать исповедь у Николая Ставрогина. Кстати, в первом монологе Ставрогина есть и такие слова: «Когда я попадаю в нелепое, смешное, неловкое положение, - говорит он, - то испытываю невыносимое наслаждение, и чем оно нелепее, тем выше наслаждение». И правда, наслаждение от собственной глупости было действительно велико... «Странный какой нынче Достоевский пошел», - подумал я. Спектакль поставил кинорежиссер Анджей Вайда. Для меня лично Вайда - создатель нескольких любимейших фильмов, но вообще-то пан Анджей прожил могучую жизнь, был в эмиграции, в конце 70-х поддержал Валенсу с его «Солидарностью», так что для Польши он ну что-то вроде Солженицына или покойного Астафьева для России. Поэтому я и ждал очередного обличения «бесов» в духе перестройки и гласности: мол, Достоевский предугадал нашу революцию, наших бесов социализма, наших террористов и чекистов, но русский народ ни фига не понял из его предупреждений... Все верно, но не ново. Однако версия Вайды оказалась гораздо интереснее этих привычных ожиданий. Этот самый монолог Ставрогина (исповедь), с которого все начинается, как с увертюры в опере, он ведь про то, как старый дяденька соблазнил 12-летнюю девочку, а она потом повесилась. История и сама по себе жуткая (одна из самых жутких у Достоевского), а по нынешним педофильским временам и вовсе вполне достоверная. И вот из текста вдруг полезли какие-то совсем другие бесы... Как будто Вайда дернул не за ту нитку, и знакомое произведение вдруг стало разлезаться, рассыпаться на незнакомые куски. Основная тема - эксперименты. Так сказать, инновации. Ростки нового, которые человек с некоторых пор стал упорно внедрять в свою собственную психику. Из любви ко всему новому и интересному Ставрогин стал заниматься развратом, соблазнил ребенка, женился на калеке-хромоножке да и вообще по ходу действия прошелся по психическому и физическому здоровью нескольких любимых женщин, а уж потом, попутно слегка поиграл в революцию. Если читать Достоевского так, как прочел Вайда, получается что-то совсем другое. Конечно, всяческие коммуны и кружки с их коллективистским психозом, тоталитарные секты, от большевиков до Аум Синрике и Аль-Каиды, - вещь тоже любопытная, но... Но не настолько - по крайней мере сегодня. С ними-то как раз уже все понятно. А вот от экспериментов внутри себя никуда не деться. Можно ли ЭТО? Или вот это... Умнейший профессор Тимоти Лири в Америке начал когда-то экспериментировать с ЛСД, хиппи подхватили и разбудили наркомафию, наркомафия развернула революционную агитацию. Ну и так далее. Поэтому-то Достоевский до сих пор так страшно популярен в мире - русская революция, русские бесы, загадочная русская душа тут совершенно ни при чем. Просто это именно Ставрогин «придумал» все: и расширение сознания, и Кастанеду, и сексуальную революцию, и педофилию, и серийных маньяков, и секс-туризм в Таиланд к 12-летним девочкам, и реалити-шоу... Эпоха блестящих экспериментов, благополучно им начатая, продолжается до сих пор. Больше того, сегодня этот самый Ставрогин воспринимается уже как наивный мечтатель, романтик. А мелкие, тихие ставрогины, которые сидят сейчас в залах игровых автоматов, на сайтах знакомств, - это уже такой серый бытовой фон, скучный, как книги В. Сорокина. ...Но в чем же, собственно, тут позитив? Ведь нужен же какой-нибудь позитив, думал я, выходя из зрительного зала вместе с Михаилом Горбачевым. (Который, посмотрев спектакль, наверняка в очередной раз убедился в правоте сделанного им политического выбора.) Ведь не в том же позитив, что в школах учителя уже опять не смеются над Богом, а, напротив, очень его уважают? Или в том, что социализм официально объявлен идеологически чуждым учением? Или что убивать по политическим мотивам вроде бы больше не принято? Все это, конечно, чрезвычайно позитивно, но почему-то мне кажется, что книжка все-таки не совсем об этом... И что свиньи, в которых вселились бесы и которые бросились в море, они все-таки не совсем утонули. А плавают в нем, таком теплом и приятном, до сих пор. И позитив я нашел. Слушайте. Все женщины, которые образуют вокруг Николая Ставрогина столь сложные сексуально-драматические схемы, что поневоле вспоминаешь латиноамериканские сериалы, - так вот ВСЕ эти женщины... они ужасно живые, яркие, нежные. И блестящая Яковлева-Лебядкина, и Дроздова-Дроздова, и Дегтярева-Варвара Петровна, и Корикова-Шатова - все-таки какие они живые, влекущие, страстные до колик, до истерик, до тихого дуновения вокруг. А Ставрогин - какой же он все-таки мертвый! Внешне, внутренне, да как угодно - тут Вайда попал абсолютно точно. (Только вот почему они все поголовно сходят от него с ума?) И какое счастье, что он все-таки сам повесился, и никому не пришлось его убивать. Вот и весь позитив. Что же до пожара, которым кончаются «Бесы», то «не стану описывать в подробностях картину пожара: кто ее на Руси не знает?» (и на этой фразе зал оживился, и расцвел). Но за то время, пока Вайда ставил «Бесов», в Москве случились и взрыв в метро, и обрушение аквапарка, и Манеж... И через пару дней после премьеры пан Анджей благополучно уехал домой. Эхо Москвы, 23 марта 2004 года Борис Минаев

Грин: Степан Трофимович Верховенский - Игорь Кваша Даша Шатова - Елена Корикова Фото Н. Мещерякова «Бесы» Маврикий Николаевич - Максим Разуваев Прасковья Ивановна Дроздова - Светлана Коркошко Лиза Дроздова - Ольга Дроздова Даша Шатова - Елена Корикова Фото Н. Мещерякова «Бесы» Ставрогин - Владислав Ветров Даша Шатова - Елена Корикова Фото Н. Мещерякова «Бесы» Варвара Петровна Ставрогина - Тамара Дегтярева Даша Шатова - Елена Корикова Фото Н. Мещерякова


Жук:

Царапка: Читала роман очень давно, не могу сообразить, кто такая Даша. Не подскажете?

Татьяна: Царапка пишет: кто такая Даша. Воспитанница Варвары Петровны, из бывших крепостных. Держалась благородно и слыла барышней.

Царапка: Спасибо. Я думала, не жена ли Ставрогина, но ту вроде Марией звали. Совершенно не помню этот персонаж, а роман перечитывать вряд ли возьмусь в ближайшее время - тяжело.

Мила: Даша - фаворитка богатой помещицы, девушка здравомыслящая, спокойная, очень скрытная. Вступила в тайную связь со Ставрогиным. Ей одной он доверял свои тайны, она знала о его болезни. Он хотел уехать в уединенное место с ней, она соглашалась быть его сиделкой, наложницей, кем угодно.

Фиса: Даша и Анна - есть что-то общее в этих героинях, хотя Анна мне гораздо симпатичнее. Тем не менее их роднит не только социальный статус, но и такая черта характера как жертвенность.

Грин: Фиса пишет: но и такая черта характера как жертвенность. Что-то не припомню, чтобы она чем-то особо жертвовала. Она любила беззаветно и хотела, чтобы он принадлежал только ей. Терпеливо ждала, когда он созреет. Общество для нее ничего не значило, поэтому о какой жертве можно говорить?! Отказаться от того, что тебе не нужно - разве это жертва?



полная версия страницы